На экране еще только титры и название кинокартины, фамилии и имена знаменитых и не очень актеров, создателей картины, а музыка потихоньку, ненавязчиво уже делает свое дело: она вводит нас в основное настроение фильма, во времена событий, которые будут происходить.
Музыки в кинофильме не так много, но она подчеркивает все значимые сцены картины. Как появляется она в фильмах?
Режиссеры кино и композиторы подключают инструментальные композиции или песни только там, где они необходимы, где они усилят действие сцены.
К примеру, по телевидению идет многими любимый сериал «Великолепный век». Этот турецкий фильм снимали в знаменитейшем на весь мир султанском дворце Топкапы, расположенном в Стамбуле. Режиссеры смогли очень красочно описать атмосферу, которая царила в Османском государстве тех времен, и музыкальное сопровождение «Великолепного века» отличается необыкновенно чарующим мелодизмом. И все благодаря музыке, ведь в фильме звучат не электрогитары Yamaha, а настоящие восточные инструменты, которые придают еще больший колорит картине.
Как все начиналось?
А вы помните, что кино-то родилось беззвучным? Как теперь говорят – немым. Зрители с экрана не слышали ни единого звука. Но так как большинство людей всегда воспринимают мир эмоционально, то именно музыка стала в немом кино просто незаменимой. Она звучала безостановочно от первого кадра до последнего.
И даже появилась новая профессия – тапер, это пианист, сопровождающий показ фильма игрой на фортепиано. Не акустические гитары Yamaha, не цифровое пианино (их тогда просто не было) не баян, а именно фортепиано. Считалось, что ни один другой инструмент не способен передать всю огромную гамму чувств. Чаще всего таперами работали молодые начинающие музыканты и композиторы, которые таким образом зарабатывали себе на хлеб, а еще практиковались в игре на инструменте. Это сегодня можно запросто купить гитару или фортепиано, тогда инструменты не были столь доступны.
В свое время таперами подрабатывали звезды мировой величины как Г. Свиридов и Д. Шостакович, А.Соловьев-Седой.
Перед началом фильма таперы получали строгие предписания – в каком месте картины что играть. К примеру, если герои танцуют – можно играть вальс или танго, если на экране – забавные драки, невероятные погони – то и музыка должна была быть быстрой и энергичной.
Музыка помогала понимать и переживать события фильма: она радовалась и грустила, удивлялась и пугалась вместе с актерами на черно-белом экране.