Bachata
Бачата |
Как правило, возникновение бачаты [bachata] связывают с напряжённой социальной обстановкой, сложившейся в Доминиканской республике к началу 60-х годов XX века после свержения диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо Молины [Rafael Leonidas Trujillo Molina]. Однако отдельные исследователи утверждают, что существуют источники, упоминающие о бачате и в более ранее время — в 1922 и 1927 годах.
В ту пору бачатой называли по большей части шумные вечеринки городских низов с обильными возлияниями, которые проводились буквально где угодно — во внутренних двориках домов или же просто в тени деревьев. Музыка таких сборищ-бачат считалась вульгарным порождением низших классов, песнями нищих кварталов, повествующими о проблемах бедняков, неразделённой любви и прочих жизненных невзгодах. Именно поэтому бачату называют «musica de amargue» — музыка горечи. В музыкальном отношении бачата представляет собой смесь болеро и доминиканского сона, при этом характерной особенностью бачаты является отсутствие в ней ритма «клаве» [clave], что подтверждает её оригинальное доминиканское происхождение. Тем не менее, на развитие бачаты оказали влияние такие исполнители и композиторы, как трио «Лос Панчос» [«Los Panchos»], трио «Матаморос» [«Matamoros»] и Хулио Харамильо [Julio Jaramillo]. Долгое время в Доминиканской республике существовал негласный запрет бачаты как «низкого жанра»: песни в этом стиле не ставились на дискотеках и не передавались по радио (исключение составляла лишь станция «Радио Гуарачита» [«Radio Guarachita»]), записи не продавались в магазинах грамзаписи. Переломным временем в истории бачаты стали 80-е годы XX века. До этого бачату в своём творчестве использовали лишь исполнители так называемой «альтернативной музыки», которые напевали эти печальные песни на ночных вечеринках в качестве своего рода эмоциональной разрядки. Со временем музыканты поняли, что бачата прекрасно подходит для передачи таких чувств, как ностальгия, меланхолия и тоска и стали шире использовать эту её экспрессивную сторону. Пионером современной бачаты можно по праву назвать Луиса Диаса [Luis Diaz]. Бачата привлекла его внимание в 1970-е годы, когда он пристально занимался изучением доминиканского фольклора. Вместе с группой «Конвите» [«Convite»] Диас начал записывать песни этого стиля различных форм и содержания; однако значение бачаты как важной составляющей культуры доминиканского общества оценил лишь в 1984 году. В 1985 году Диас записал альбом, который назвал «Опечаленный Луис Диас» [«Luis Diaz amargado»], а в 1987 году — спродюсированный Диасом диск певицы Соньи Сильвестре [Sonia Silvestre] «Сердце Вильонеры» [«Corazon de Villonera»], ставший «первой ласточкой» нового стиля, получившего название «необачаты» [neobachata] или «техно-амарге» [techno-amargue]. Вскоре Соньа Сильвестре стала популярной исполнительницей необачаты, а её репертуаре появилась новая песня «Я хочу движения» [«Yo quiero andar»], автором которой, помимо Луиса Диаса, был другой реформатор бачаты — Мануэль Техада [Manuel Tejada] (именно он ввёл в аранжировку бачат аккордеон и синтезатор, ещё одним примером чего может служить песня Виктора Виктора [Victor Victor] «Такова моя любовь» [«Asi es mi amor»] 1993 года). Но основной вехой в современной истории бачаты стал альбом Хуан Луис Герры [Juan Luis Guerra] «Розовая бачата» [«Bachata rosa»]. Выпущенный в 1989 году, он имел огромный успех и сломил бытующее в Доминиканской республике предубеждение против бачаты; теперь она стала популярна даже в высших слоях доминиканского общества. К началу 90-х годов в бачате сложились три основных направления, связанные с «продвигавшими» их музыкантами: стиль Луиса Диаса, Хуана Луиса Герры и Виктора Виктора. Именно эти исполнители разрушили стереотипно отрицательное отношение к бачате и способствовали её дальнейшему развитию. Экономические, социальные и культурные преобразования в Доминиканской республике привели к тому, что бачата приобрела известность и популярность не только у себя на родине, но и за её границами. Новые исполнители, такие как Энтони Сантос [Antony Santos], Раулин Родригес [Raulin Rodriguez] и Луис Варгас [Luis Vargas], внесли свои изменения в традиционную бачату, которые коснулись не только музыки, но и текстов: слова песен стали более вольными, иногда даже дерзкими, а музыка — более быстрой, соответствующей ритму города. Сейчас бачата стала настолько популярна в Доминиканской республике, что без неё не обходится ни одна дискотека, вечеринка или праздник. С появлением новых исполнителей бачаты, чья музыка более приближена к западным стандартам, — Франка Рейеса [Frank Reyes], Мончи и Александры [Monchy y Alexandra], Луиса Мигеля дель Амарге [Luis Miguel del Amargue] и других, популярность бачаты стремительно растет за границами Доминиканской республики; её слушают теперь не только на родине, но и в США, Мексике, Испании и многих других странах. |
Источник: |